Переход на 3-часовой рабочий день — опыт японского разработчика
Японский iOS-разработчик Нон Умемото опубликовал в своём блоге колонку о том, как он перешел с 40-часовой рабочей недели на 21-часовую и как после этого изменилась его жизнь.
По словам Умемото, на 21-часовую рабочую неделю он перешёл больше двух лет назад. Вместо того, чтобы посвящать работе 8 часов в день, теперь разработчик занимается решением рабочих проблем 3 часа каждый день. Умемото также полностью отказался от выходных и праздников. По словам автора заметки, изначально он затевал небольшой эксперимент, но результаты оказались удачными — и он решил продолжить придерживаться нового расписания. «Выяснилось, что так я работаю продуктивнее всего», — говорит он.
Впервые идея сменить распорядок дня пришла к Умемото после прослушивания лекции от создателя фреймворка Ruby on Rails Давида Хейнемейера Ханссона. Ханссон полагает, что работать по 8 часов в день — непродуктивно: «Попробуйте работать 5 или даже 4 часа в день. Когда у вас так мало времени на работу, вы не тратите его на социальные сети и проверку электронной почты», — говорит он. Кроме того, разработчика вдохновила книга «Антихрупкость» Нассима Талеба — в ней автор отмечает, что чтобы оставаться производительным в течение долгого времени, человеку нужно уделять работе лишь небольшой промежуток времени каждый день.
Разработка приложений для iOS, пишет Умемото, — занятие, на котором сложно заработать. При этом пользователей не интересует, сколько времени потрачено на создание той или иной программы: «Их волнует только то, насколько полезно моё приложение. Это работа, полностью ориентированная на результат, но мне это даже нравится», — объясняет автор заметки.
Я часто задумывался о том, как можно оптимизировать рабочий процесс, и пришел к тому, что для достижения долгосрочных результатов эффективнее всего будет ограничить время одной рабочей сессии.
Почему 40-часовая рабочая неделя — не лучший вариант
«Так как я занимаюсь разработкой приложений, я могу самостоятельно планировать свой день. Поэтому я начал искать способы распределять рабочее время более эффективно — как в течение отдельно взятого дня, так и в течение всего месяца. У меня нет начальника, который заставлял бы меня работать, и я могу отдохнуть в любое удобное мне время — так что для начала я решил установить фиксированное время работы на неделю. Сначала я установил для себя ограничение в 40 рабочих часов в неделю», — рассказывает Умемото.
Для подсчёта рабочего времени разработчик использовал секундомер. Если в какой-то день он поработал больше, чем обычно, на следующий день он позволял себе немного расслабиться — и наоборот.
Производительность, пишет автор материала, варьировалась ото дня к дню. «Если у меня не было настроения, я не мог сосредоточиться на своих задачах, как ни старался. Кроме того, зачастую я мог работать продуктивно только в первые несколько часов — а затем эффективность падала».
Работа по несколько часов в день
Затем Умемото принял за правило работать по три часа в день — без выходных. «Это довольно радикальный вариант, однако когда у вас так мало часов на работу, вы более мотивированы провести их с пользой», — объясняет автор материала. Кроме того, он также решил работать сразу после пробуждения — по словам разработчика, для него это самое продуктивное время.
Перед тем, как приступить к работе, Умемото не читает новостей и не заходит в социальные сети — это, говорит он, может понизить его производительность. Он также отключает все уведомления на своём смартфоне перед тем, как лечь спать, чтобы не видеть их с утра.
По словам разработчика, настоящим открытием для него стало то, что чем меньше времени отведено на работу, тем большее значение она имеет. «Когда в вашем распоряжении лишь немного времени, вы как никогда заботитесь о том, чем именно вы занимаетесь. Например, когда я разрабатываю очередное приложение, я тщательно взвешиваю все плюсы и минусы каждой новой функции, чтобы не тратить время на то, что не нужно пользователю. Я заботился об этом и раньше, но теперь, когда в моём распоряжении всего три часа каждый день, я взвешиваю всё очень серьёзно».
Кроме того, замечает Умемото, с переходом на 3-часовой рабочий день он стал заметно меньше времени посвящать решению возникающих проблем с кодом. «Если у вас есть восемь часов, вы можете долго сидеть и копаться в коде, пытаясь найти решение. Когда у вас есть только три часа, вы либо решаете задачу сразу же, либо откладываете её на следующий день, когда сможете посмотреть на неё с другой стороны».
Иногда бывает сложно «отпустить» какую-то проблему и переключиться на другую задачу, не исправив ошибку. Однако если вы отвлечётесь от проблемы, то позже поймёте, что она не стоила того времени, которое вы собирались ей посвятить.
После перехода на новый распорядок дня Умемото пришлось также столкнуться с тем, что он не может перестать работать, даже если время вышло — особенно если он находится в комнате или пространстве, где обычно посвящает время решению рабочих задач. «Если вы позволите себе продлить время работы один раз, это обязательно повторится снова — и ваша производительность будет постепенно снижаться».
По словам разработчика, в краткосрочной перспективе длинный рабочий день даёт лучший результат (например, работая по 9 часов в день неделю, можно получить лучший результат, чем работая по 3 часа в день), но если охватить результаты за месяц, работа по 3 часа в день оказывается более эффективной.
Ещё одно улучшение, которое произошло в жизни Умемото после перехода на 3-часовой день — осознание того, что ему нравится работать. «Раньше я планировал уйти на пенсию пораньше и не работать вообще, проводя остаток моей жизни в любимых занятиях. Теперь я думаю, что мог бы продолжать работать таким образом до самой смерти. Я уже не получаю столько стресса от своей работы, сколько раньше».
Вопросы читателей
После публикации заметки Умемото стали присылать письма читатели блога и задавать ему вопросы о том, как перейти на такой график. Несколько самых часто задаваемых вопросов разработчик привёл в материале.
Кроме непосредственно разработки автор заметки занимается дизайном. продвижением, и всем остальным, с чем связана работа создателя мобильных приложений. Программирование занимает около 50% его времени. Его приложения используют различные модели монетизации — некоторые из них платные, а некоторые приносят средства за счёт встроенных покупок.
В свободное от работы время Умемото любит читать и гулять.
Разработчик не уверен, сработает ли такое расписание для фрилансера. «У меня нет достаточного опыта фриланса, чтобы делать соответствующие выводы. Кроме того, я считаю, что каждый человек может установить оптимальное время работы самостоятельно — это очень индивидуальная вещь».
#interesting@itcookies